Что могу сказать по итогам работы с фильмом «Поздняя весна». Конечно, препарировать художественное произведение с такой дотошной подробностью довольно непривычно. Обычно мой отклик на такие вещи очень эмоциональный, и оформить впечатления в слова получается не всегда. Но после лекции я намного лучше смогла разобраться в том, что именно этот фильм со мной сделал, и какими средствами этот эффект был достигнут.

Надо сказать, что впервые мысль о том, что в кино вообще ничего не бывает случайно, попала в мою голову сравнительно поздно, году в 2014-2015, на курсе по философии искусства у А.Г.В. До того момента я в этом направлении даже не думала думать. Конечно, без неслучайных случайностей не обходится ни один, даже самый досконально продуманный проект, но потому они и не случайны, что являются вполне закономерным следствием вложенных творческих усилий. Я как раз недавно про это писала, мне нравится использовать в этом случае пропорцию из оставшегося в памяти с социологических времён закона Парето — 80% строго по плану, 20% — бонус от вселенной.

Фильм «Поздняя весна» оказался довольно грустным, а в чём-то даже безжалостным. Но та деликатность, с которой он сделан, совершенно обезоруживает, и чувство отчаяния сменяется чувством нежности к тому, как безнадёжно неидеален этот мир и все его составляющие — семья, обстоятельства, время.. А в таком контексте немного легче вынести всю неидеальность себя как художника. Потому что тот холст, который получился по итогам моего взаимодейтсвия с фильмом, совсем не такой, каким я его себе представляла. Для первой работы из серии «Год кино» я выбрала вот этот кадр — он довольно статичен, просто ваза, просто колышащиеся в окне тени. У Одзу много таких моментов — паузы длятся слишком долго, лично мне такое тяжело даётся.

Но что-то в ней есть, в этой вазе. И в этой паузе. Если не сказать — всё. Правда, я сделала небольшую подмену и японскую вазу заменила на свою — мне её недавно подарила О. и я всё никак не налюбуюсь.

А паузы нужны, очень. Потому что если всё время бежать, то можно всё пропустить. Хотя пропускать, по сути, особо нечего. Но всё-таки не бежать порой намного приятнее. А неидеальность мира (и живописи) — это даже хорошо. Идеальность вынести намного сложнее.

8 октября 2021