Добрый день!
Рабочая группа Дома творчества Переделкино рассмотрела все заявки на пребывание в индивидуальной резиденции. На резиденцию в октябре было подано большое количество заявок.
К сожалению, количество участников резиденции ограничено, и мы не сможем предоставить вам место в этом году. Мы будем ждать ваши заявки в 2022 году (по правилам Дома творчества, подавать заявку на пребывание в резиденции можно один раз в год).
Спасибо за участие и интерес к нашему проекту!
С уважением,
команда Дома творчества Переделкино
Такое вот письмо пришло сегодня. Туда я и правда очень хотела, мне казалось, что это именно то место, куда мне сейчас нужно и важно попасть. Чтобы немного остановиться, подумать и поработать над тем, что важно, но чему в сумасшедшем ритме своей обычной жизни я никак не успеваю уделить время. Но нет, видимо, я не точно поняла сигналы судьбы, и у неё на меня другие планы. Ладно, посмотрим, что теперь будет с моим октябрём, раз он пройдёт не в Переделкино. А свою заявку по уже почти доброй традиции оставлю здесь на память.
Работать с текстами я начала задолго до того, как стала художницей – сразу после школы была корреспондентом газеты «Якиманка» (часть моих интервью даже вошли в книгу о военных судьбах жителей нашего района), писала рецензии на книжные новинки и художественные фильмы для дружественных сайтов и информагентств, позже занималась такими медиа-проектами, как Openspace.ru, Art+Auction Russia, Blacksquare, Артхроника – правда, уже в качестве специалиста по массовым коммуникациям, потому что в те времена я училась на социологическом факультете МГУ. Разумеется, всё это сопровождалось регулярными публикациями в ЖЖ, где у меня, как и многих в те времена, был онлайн-дневник.
В настоящее время значительная часть моей художественной практики также посвящена работе с текстом – в первую очередь это касается автобиографического блога «Пена дней» (https://penadney.blog), который я веду, начиная с 2017 года. Именно этот проект, а не живопись, я считаю главным мета-нарративом, объединяющим все мои художественные практики. В блоге я рассказываю о собственной жизни, не скрывая тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться современному художнику. Такая радикальная открытость предъявляет мне намного больше требований, чем создание отдельных художественных проектов, процесс работы над которыми я тоже подробно документирую. В резиденции «Переделкино» мне бы хотелось поработать по двум направлениям:
1. Создать Книгу художника, которая отразит мои впечатления от этого места и тех людей, которых я там встречу. Книга художника – очень интересный формат, он объединяет в себе и визуальную, и текстовую составляющие. Я довольно много работаю с этим жанром, однажды даже участвовала в выставке «Книга художника», организованной Московским музеем современного искусства (она проходила в библиотеке «Проспект» в 2015г.). А в этом году я работала в летней школе Третьяковской галереи, где вела небольшой курс для подростков, посвящённый созданию книги художника – мы делали альбомы по мотивам впечатлений ребят от выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Этот опыт меня очень вдохновил, и теперь я тоже хочу сделать подобную книгу, но по мотивам своих собственных впечатлений, и Переделкино кажется мне идеальным местом для реализации этой задумки.
2. Работа в формате блога «Пена дней»: каждый день публиковать заметки о том, как проходят дни резидента Переделкино.
Не исключено, что за время резиденции будет появляться и живопись, но так как тематика Дома творчества в первую очередь литературная, в качестве отдельного пункта я её не указываю. На время работы в Переделкино я произведу инверсию своей деятельности и оставлю картинам место хобби, которому буду предаваться в свободное от текстов время))

Был и ещё один «большой» отказ, который выделялся на общем фоне отказиков поменьше, их я получаю если не каждый день, то пару раз в неделю уж точно, но не особо замечаю — во-первых, привыкла, во-вторых, не очень-то и хотелось) Правда, об этом отказе я узнала давно, потому что список участников резиденции они почти месяц назад опубликовали у себя в соцсетях. Думала, официального письма с отказом уже не будет — но нет, оно пришло, так что для симметрии и его выложу, а дальше — саму заявку.
Добрый день!
Первый Open Call на участие в программе ColLab Центра художественного производства “Своды” окончен.
Мы получили более 200 персональных и групповых заявок! Благодарим вас за участие, нам было очень важно увидеть активный отклик и интерес к “Сводам” со стороны художественного сообщества. Проекты, поданные на конкурс, были впечатляющими как с концептуальной точки зрения, так и по степени проработанности.
Экспертным жюри отобрано 10 проектов, но, к сожалению, ваша заявка не прошла в финал.
Пожалуйста, оставайтесь на связи!
В конце зимы мы анонсируем другие программы доступа в мастерские “Сводов”, которые, как мы рассчитываем, смогут вас заинтересовать. Второй сезон ColLab будет также анонсирован зимой — все подробности появятся в социальных сетях фонда V-A-C и Дома культуры “ГЭС-2”, а также на нашем официальном сайте v-a-c.org
С уважением,
команда Центра художественного производства “Своды”.
Кстати, конкретно в этом случае я не очень расстроилась, потому что, как вы увидите ниже в заявке, никакого конкретного проекта у меня не было, и ближе к сроку объявления результатов я уже начинала паниковать, что если вдруг меня возьмут, то может случиться такое, что я впаду в ступор от волнения и не смогу придумать ничего стоящего, а это даже хуже, чем отказ. Более того, мысль о том, что я на полгода буду связана обязательствами по работе в мастерских, тоже немного пугала, хотя никаких конкретных планов у меня на ближайшие полгода всё равно нет. Такая вот социальная клаустрофобия — боязнь оказатся в замкнутой капсуле обязательств с третьими лицами. Надеюсь, это лечится))


Вообще не удивительно, что моя заявка не прошла. Фишка этого проекта в том, что они предоставляют очень круто оснащённые мастерские, и для организаторов очень важно, как именно эти божественные машины помогут художнику реализовать его идею, которая без них была недостежимой. В каком-то смысле я довела эту мысль до предела, отказавшись даже помыслить идею без машины, и решив полностью отдаться на волю её воли, прошу прощения за тавталогию. Ну то есть обойти все машины, познакомиться с их возможностями и именно отталкиваясь от них придумать проект, который мог бы максимально полно соединить в себе их технический потенциал и потенциал моей идеи, которая на момент подачи заявки была максимально гибкой именно по этой причине. Запас гибкости как максимальный градус потенциала.

Последний open call, от которого я действительно жду ответа — загадочная резиденция в Австрии, заявку в которую нужно было отправлять настоящей почтой. Ответить обещали к середине октября, так что саму заявку пока публиковать не буду, но если пройду — обещаю это сделать! А если не пройду, может быть, тоже опубликую, посмотрим по настроению))
А чтобы этот пост не казался слишком мрачным, расскажу ещё одну историю, которая поможет всем отчаявшимся посмотреть на отказ с другой стороны. Давным давно, аж в январе этого года, я отправляла заявку на участие в основном проекте Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Ответа не было так долго, что я про это дело благополучно забыла.
И только летом мне вдруг пришло письмо — мол, в основной проект вы не прошли, но есть возможность поучаствовать в «выставке отверженных» (это я условно так называю, на самом деле, как позже выяснилось, задача была именно в том, чтобы проект не выглядел как выставка отверженных, но мне всё равно почему-то нравится такая аналогия). А вот и само письмо, самый неожиданный и приятный отказ ever:
Дорогие друзья!
Спасибо, что вы вместе с нами приняли участие в экспериментальном формате! Как мы писали при запуске open call’a, мы впервые решились на такой шаг только в этом — особенно требующем перемен — году. Просим простить нам задержку с принятием решения!
К сожалению, ваша заявка не была отобрана кураторами Чалой Илэке, Аднаном Йылдызом и Ассафом Киммелем к участию в Основном проекте. Но мы — в унисон с нашей темой — не хотим расставаться с вами и предлагаем вариант альтернативного участия в биеннале!
Приглашаем вас стать художником специального проекта биеннале, который пройдет на площадке Sinara Art Gallery в Екатеринбурге. Проект посвящен осмыслению различных кризисов в искусстве, в том числе переживанию отказа, и будет строиться на основе ваших личных историй. Куратор проекта Лев Шушаричев предлагает вам выразить свою первую эмоцию на это письмо: записать видео, написать текст, воспользоваться любым другим медиумом, чтобы совершить и задокументировать жест или любую вашу непосредственную, быструю реакцию. Все они войдут в экспозицию, а также станут для нас сигналом того, что вы готовы к дальнейшей коммуникации в рамках проекта.
Отправить свою реакцию можно через форму …
Реакцию я, разумеется, отправила, и она, наряду с кучей других реакций, будет экспонироваться на выставке.

Но это ещё не всё. Спустя какое-то время мне написал куратор выставки Л.Ш. Оказывается, он изучил мой сайт и предложил мне экспонировать один из проектов, который он там нашёл, как отдельную работу на выставке. Для меня это было совершенно удивительно, потому что а) я что-то не препомню, чтобы кураторы сами изучали мой сайт или вообще проявляли хоть какой-то интерес к тому, что я делаю, и приглашали меня участвовать в выставках — обычно я везде пробиваю себе дорогу сама; б) проект, который он выбрал, я очень люблю, в своё время я возлагала на него большие надежды и была дико расстроена, что он прошёл, что называется, мимо кассы и так и остался незамеченным; в) гонорар за участие в выставке мне не предлагали ещё никогда! (а он предложил гонорар за то, что работа будет взята на экспонирование). В общем, один сплошной шок-контент, я до сих пор нахожусь под впечатлением от происходящего.


Выставка уже почти готова, работать она будет с 19 сентября по 14 ноября. Я даже подумываю о том, чтобы сгонять в Екатеринбург и заодно побывать на открытии основного проекта Биеннале, но мысли о том, что придётся несколько дней подряд тусоваться на вернисажах и общаться с огромным количеством людей, меня приводит в лёгкий ужас (никак не отойду от блазара). Так что пока не знаю, поеду ли.

Кстати, забыла сказать самое прекрасное — проект называется «Обнять и плакать».

14 сентября 2021