№360. 28 октября

Сегодня узнала про эксперимент «Вселенная 25». Можно погуглить поподробнее, там и детали самого проекта, и критика, но я всё равно коротко перескажу, в чём суть. Американский этолог Джон Кэлхун создал в своей лаборатории рай для мышей. Идеальное пространство, где у них было всё необходимое и никакие угрозы им не угрожали. Мыши заселились в рай. Дальше происходило следующее.

Фаза А — освоение рая. Несколько мышей осваивают пространство, привыкают к своим новым благам, обустраивают новые норки, обзаводятся первым потомством.

Фаза B — золотой век. Колония активно увеличивается, все живут так, как это обычно бывает в природе, ведут себя естественно — конкурируют за самок, плодятся, воспитывают детёнышей, заботятся о них, защищают свою территорию.

Фаза С — кризис колонии. Пространства в лаборатории было много и всем его по прежнему хватало с запасом, но жизнь потихоньку становилась кучнее, размножение замедлилось, не на всех теперь хватало «социальных ролей», появились «отверженные» мыши, в основном молодые, к которым более опытные и социально пристроенные сородичи относились агрессивно, сгоняли их в «гетто». «Отверженные» перестали себя защищать, а когда всё-таки появлялась возможность занять более выгодную позицию в колонии, они её не использовали. Самки стали агрессивными и уходили жить в отдельные норки, не подпускали к себе самцов. Начал проявляться феномен «поведенческий раковины» — это когда в условиях ограниченного пространства мышь ведёт себя неестественным образом, перестаёт участвовать в жизни колонии и занимается только собой — ест, спит и чистит шёрстку. Такое поведение очень быстро стало распространяться повсеместно.

Фаза D, или death phase. Тех, кто попал в «поведенческую раковину», назвали «красавчиками». Они продолжали заниматься только собой, жили в одиночестве, не выполняли никаких общественных функций, самки не спаривались с пассивными самцами, а если попадался кто-то агрессивный, то потом сами же относились к своим детёнышам агрессивно, вымещая на них злобу. В итоге рост популяции стал падать и постепенно она вымерла окончательно — даже если кто-то и рождался время от времени, смертность детёнышей стала стопроцентной, а все «красавчики» постепенно умерли от старости, продолжая чистить шёрстку. Под конец несколько мышей вынули из старого вольера и посадили в новый, роскошный, как в самом начале эксперимента, дав им шанс начать новую жизнь. Но мыши так и не смогли вернуться к нормальному социальному взаимодействию, конфликтовали друг с другом без причины, не смогли создать пары, потомство не дали и тоже умерли от старости.

В ходе эксперимента Кэлхун ввёл «гипотезу двух смертей» — первой идёт «смерть духа», когда мышь концентрируется на удовлетворении простейших потребностей и «в условиях избытка кормовой базы начинает деградировать», теряет связь с колонией, замыкается на себе. Сбиваются поведенческие нормы, происходит «уход в раковину». Ну и вторая смерть, уже обычная, сначала каждой конкретной мыши в отдельности, а потом и всей колонии в целом.

А «Вселенная 25» — это потому что до этого он провёл ещё 24 таких же эксперимента, и все они закончились одинаково.

IMG_9132 копия

28 октября 2019

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s