№271. 21 апреля

Всё, силы мои закончились. Больше не могу общаться и носиться. Сегодня наконец-то удалось побыть одной почти целый день. Этого, конечно, недостаточно, чтобы восстановиться после двух недель нон-стопа, но хоть что-то. Полежала в тишине, глядя в потолок, помолчала. Вроде немножко пришла в себя. Пирог вот испекла, приятно было поделать что-то руками.

IMG_0315 копия

А вчера ходила на день встречи выпускников в школу. Из нашего выпуска пришли только мы с Э. и А., больше никого не было. Не знаю, стоило ли ходить. Может и нет. Грустно мне как-то вчера стало от всего этого. Хотя мне и без дня встречи выпускников вчера было грустно.

Как раз у Фромма прочитала сегодня про такое состояние:

Чувство собственного бессилия может быть преодолено отстранённостью от других, которые воспринимаются как угроза. Отстранённость в определённой мере есть часть нормального ритма отношений любого человека с миром в силу необходимости в размышлениях, в изучении и переработке материалов, мыслей, установок. В этом смысле отстранённость становится главной формой связи с другими, своего рода отрицательной связью. 

Эрих Фромм, «Человек для себя»

Мне вообще эта книга очень понравилась, она меня сегодня немного спасла и наполнила энергией. Мне близка идея описанной Фроммом гуманистической этики и признание ответственности человека за собственную жизнь, главная задача которой — «произвести себя на свет», стать тем, кем ты потенциально являешься, продуктивно расходовать силы, данные тебе природой и реализовать свои возможности по максимуму.

Интересно задаться вопросом: почему наше время утратило концепцию жизни как искусства? Современный человек, по-видимому, полагает, что чтение и письмо – искусства, которым следует учиться, что для того, чтобы стать архитектором, инженером или квалифицированным рабочим, необходимо длительное обучение, но что жизнь – нечто настолько простое, что не требуется особых усилий, чтобы такое умение приобрести. Только потому, что все люди так или иначе «живут», жизнь рассматривается как что-то, в чем каждый – эксперт. Однако так происходит не потому, что человек освоил искусство жить в такой степени, что утратил ощущение его трудности. Хорошо заметное отсутствие искренней радости и счастья в повседневной жизни явно исключают такое объяснение. Современное общество, несмотря на то, какое значение оно придает счастью, индивидуальности, собственным интересам личности, учит человека чувствовать, что не счастье (или, если использовать теологический термин, спасение) является целью жизни, а исполнение долга и успех. Деньги, престиж, власть стали стимулом и целью. Человек питает иллюзию, будто действует в собственных интересах, в то время как в действительности он служит чему угодно, только не настоящим интересам своей личности. Для него важно всё на свете, кроме его жизни и искусства жить. Он борется за многое, только не за себя. 

Эрих Фромм, «Человек для себя»

А одну из первых цитат, которую я подчеркнула в тексте, вообще можно было бы сделать эпиграфом этого блога:

…искусством являются не только медицина, инженерное дело и живопись; жизнь сама по себе – искусство, одновременно и самое важное, и самое трудное и сложное из всех, практикуемых человеком. Его объект – не то или иное специализированное занятие, а жизнедеятельность в целом, процесс развития человека в того, кем он является потенциально. В искусстве жить человек является одновременно и творцом, и объектом искусства, скульптором и глыбой мрамора, врачом и пациентом.

Эрих Фромм, «Человек для себя»

Как обычно, хочется процетировать полкниги, но, слава богу, сегодня вечером мне лень особо напрягаться, поэтому последняя цитата, дальше сами читайте 🙂

Разум, благословение человека, есть также его проклятие; он заставляет его до бесконечности пытаться разрешить неразрешимую дихотомию. Существование человека в этом отношении отличается от существования всех живых организмов; человек находится в состоянии постоянной и неизбежной неустойчивости. Жизнь человека не может «быть прожита» путем повторения паттерна, общего для всех представителей его вида: он должен жить сам. Человек – единственное животное, способное испытывать скуку и неудовлетворенность, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек – единственное животное, для которого собственное существование представляет проблему, которую он должен разрешать и от которой не может избавиться. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет господином природы и самого себя… Утратив рай, единство с природой, человек стал вечным странником (Одиссеем, Эдипом, Авраамом, Фаустом); он должен идти вперед в непрекращающихся попытках сделать неизвестное известным, находить ответы, позволяющие заполнить пробелы в его знании. Он должен давать себе отчет в своем существовании, в его смысле. Он испытывает потребность в том, чтобы преодолеть этот внутренний разлом, мучительно жаждет «абсолюта», другой разновидности гармонии, которая избавит его от проклятия, отделившего его от природы, от других людей, от самого себя.

Эрих Фромм, «Человек для себя»

IMG_0326 копия

21 апреля 2019

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s